ОРКСЭ, 4 кл, 2025 г (4) (2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3167532)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 класса
на 2025-2026 учебный год

Астрахань, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся
представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны.
Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности
обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия
для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.
Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей,
завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни,
любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста,
способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в
социуме и принятию их как руководства к собственному поведению.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ»
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых

религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,

формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и
потребностей семьи;
— развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной

среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ —
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре
традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской)
этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем
составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ
ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической
памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Количество часов
Практичес
кие работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Всег
о

Контрольн
ые работы

Россия — наша
Родина

1

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

2

Этика и её значение в
жизни человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы

8

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

3

Государство и мораль
гражданина.
Основной Закон
(Конституция) в
государстве как
источник российской
гражданской этики

1

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

4

Образцы
нравственности в
культуре Отечества,
народов России.
Природа и человек

8

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

5

Праздники как одна
из форм
исторической памяти

2

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

6

Семейные ценности.
Этика семейных
отношений

1

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

7

Трудовая мораль.
Нравственные
традиции

3

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

предпринимательства

8

Что значит быть
нравственным в наше
время. Методы
нравственного
самосовершенствован
ия

6

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

9

Этикет

2

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

10

Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессиональ
ного народа России

2

0

http://orkce.apkpro.ru/osnovy_svets
koi_etiki.html

34

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов

Дата
Виды,
изучения формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы

1.

Россия – наша Родина

1

02.09

Устный
опрос;

2.

Духовные ценности
1
человечества. Культура. Религия

09.09

Устный
опрос;

3.

О философии и этике

1

16.09

Устный
опрос;

4.

Мораль и нравственность

1

23.09

Устный
опрос;

5.

Образцы нравственности в
культурах разных народов

1

30.09

Устный
опрос;

6.

Гуманисты мира

1

07.10

Устный
опрос;

7.

Гуманисты России. Писателигуманисты

1

14.10

Устный
опрос;

8.

Труд как нравственная ценность

1

21.10

Устный
опрос;

9.

Нравственные традиции
предпринимательства

1

11.11

Устный
опрос;

10. Меценатство

1

18.11

Устный
опрос;

11. Нравственность в наше время

1

25.11

Устный
опрос;

12. Что такое добродетель.
Аристотель о добродетелях

1

02.12

Устный
опрос;

13. Нравственные качества. Сократ

1

09.12

Устный
опрос;

14. Нравственный выбор

1

16.12

Устный
опрос;

15. Справедливость

1

23.12

Устный
опрос;

16. Терпение и терпимость

1

30.12

Устный
опрос;

17. Милосердие — «милость
сердца»

1

13.01

Устный
опрос;

18. Десять заповедей - основа
нравственного закона

1

20.01

Устный
опрос;

19. Десять заповедей и мораль в
современном обществе

1

27.01

Устный
опрос;

20. Совесть

1

03.02

Устный
опрос;

21. Долг

1

10.02

Устный
опрос;

22. Ответственность

1

17.02

Устный
опрос;

23. «Золотое правило
нравственности»

1

24.02

Устный
опрос;

24. Этика и этикет

1

03.03

Устный
опрос;

25. Государство, основанное на
справедливости

1

10.03

Устный
опрос;

26. Этика религиозная и светская

1

17.03

Устный
опрос;

27. Образование как нравственная
норма

1

24.03

Устный
опрос;

28. Отношение к другим людям и к
самому себе

1

31.03

Устный
опрос;

29. Великие мыслители о дружбе

1

07.04

Устный
опрос;

30. О самовоспитании

1

14.04

Устный
опрос;

31. Патриотизм как нравственная
категория

1

21.04

Устный
опрос;

32. Эмоциональный интеллект и
язык общения

1

28.04

Устный
опрос;

33. Человек - венец творения

1

05.05

Устный
опрос;

34. Россия - наш общий дом

1

12.05

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин
Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., ООО «ДРОФА».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК для учителя
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Ноутбук, проектор, экран

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Набор репродукций, аудио и видео материалы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор, экран


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».