Пояснительная записка к учебному плану 2025-2026 уч.году

Пояснительная записка
к учебному плану
2025-2026 учебный год
ГКОУ АО «Средняя общеобразовательная школа № 4»
1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана.
Учебный план сформирован на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
 Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
 Приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО);
 Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(далее – ФГОС НОО третьего поколения);
 Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения);
 Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО третьего поколения);
 Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО второго поколения);
 Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(далее – ФГОС СОО);
 Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 №858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 №70799)
Санитарных правил:
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648- 20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 Устав ГКОУ АО «Средняя общеобразовательная школа № 4»
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 17.03.2025 № "О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 ".

Данный учебный план обеспечивает преемственность в организации учебной деятельности
и единство образовательного пространства Российской Федерации и Астраханской области, гарантирует овладение обучающимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят ребёнку продолжить образование на следующем уровне.

2. Общая характеристика учебного плана
Учебный план основной образовательной программы основного общего
образования (далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП
ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
 фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
 определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое
на их освоение и организацию;
 распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей
по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с
целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии
и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные
потребности обучающихся с ОВЗ. В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется
индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов,
модулей, темп и формы образования).
Общая направленность учебного плана:
 модернизация содержания образования;
 развитие интегративного изучения отдельных дисциплин;
 обеспечение равного доступа к полноценному образованию всем
обучающимся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями;
 обеспечение общего универсального образования, установленного
образовательным государственным стандартом;
 увеличение объема учебного времени, отводимого на изучение профильных
и углублѐнных предметов;
 модернизация математического образования в направлении развития
наиболее современных и востребованных практикой разделов;
 формирование экономической компетентности школьников;
 поддержка интегративного освоения и использования информационных и
коммуникационных технологий в различных дисциплинах;
 формирование и развитие навыков проектно-исследовательской
деятельности;
 на помощь в самоопределении и социальной адаптации обучающихся в
современных социально-экономических условиях.
Цели и задачи учебного плана:
1. Формирование у учащихся системы специальных знаний, умений и навыков
во всех изучаемых образовательных областях.
2. Развитие предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов.

3. Использование деятельностных технологий обучения.
4. Организация работы с учащимися, имеющими различную мотивацию к
учебнопознавательной деятельности.
5. Устранение перегрузки учащихся за счет интеграции и формирования
индивидуальной траектории обучения.
7. Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся как
формы организации классно-урочной и внеурочной работы.
Стратегические и тактические ориентиры обновления содержания
образовательного процесса
Учебный план ориентирован на организацию работы по:
 реализации федеральной образовательной программы начального общего
образования (ФОП НОО) в 1-4 классах;
 реализации федеральной образовательной программы основного общего
образования (ФОП ООО) в 5-9 классах;
 реализации федеральной образовательной программы среднего общего
образования (ФОП ООО) в 10-11 классах.
Учебный план обеспечивает реализацию основной образовательной
программы школы в полном объеме. Учебный план школы составлен таким образом, что
позволяет педагогическому коллективу выполнять главную функцию – он помогает создавать
условия для обеспечения развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей,
способностей и образовательных потребностей. Таким образом, обеспечиваются условия для
достижения гарантированного уровня образования каждому конкретному учащемуся в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
С целью раскрытия и формирования личностной культуры в содержании
образования реализуются следующие принципы построения учебного плана:
 гуманизация образования;
 индивидуализация и дифференциация обучения.
Учебный план школы предусматривает работу классов по пятидневной рабочей неделе.
Учебная нагрузка не превышает максимальный объем аудиторной учебной нагрузки.
Продолжительность учебного года для 1 класса- 33 учебные недели, для 2-11-х классов- 34
учебных недели.
Учебный план разработан с учетом подготовки учащихся:
 для общеобразовательных классов.
3. Характеристика различных видов учебных планов школы и их компонентов.
На 2025/2026 учебный год составлены и утверждены следующие учебные планы:
 уровень НОО: Учебный план начального общего образования (ФОП НОО) 1-4 классы
 уровень ООО: Учебный план основного общего образования (ФОП ООО) 5-9 классы
 уровень СОО: Учебный план среднего общего образования (ФОП СОО) 10 -11 классы
Каждый учебный план предусматривает выполнение государственных учебных
программ, а также учитывает специфику содержания образования для каждого конкретного
класса. Учебные планы предусматривают распределение часов из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
3.1. Уровень начального общего образования
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
решаются следующие задачи:
 становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
 формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать
свою деятельность, осуществлять еѐ контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе;

 формировать у младших школьников самостоятельную познавательную
деятельность;
 духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных
ценностей;
 сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся,
обеспечить их эмоциональное благополучие;
 развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных
особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребенка;
 создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на
данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие
ступени образования и во внешкольную практику;
 помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее
проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социальной, художественной,
языковой, математической, естественнонаучной, технологической);
 дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с
людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах
деятельности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 года № 84-р, Письмом
Министерства образования и науки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в 4-х классах ведется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который реализуется по 1 часу в неделю.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №
286 от 31.05.2021 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (Вариант
1) в 1-х - 4-х классах предметная область «Физическая культура» реализуется в количестве 2-х
часов в неделю.
На основании анализа , анкетирования педагогов, запроса родителей в 1-3 классах добавлен 1 час по литературному чтению за счет части, формируемой участниками образовательных
отношений.
3.2. Уровень основного общего образования
Задачами образования основной школы являются:
— формирование знаний по предметам на уровне не ниже требований государственных
стандартов, дающих возможность продолжать образование в старшей школе либо получить
специальное образование;
— формирование основ мировоззрения, нравственной, правовой, политехнической,
экономической культуры;
— развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятельности мышления,
совершенствование ОУУН, навыков творческой, исследовательской деятельности, овладение
навыками рефлексии;
— формирование у школьника целостного представления о мире, основанного на
приобретѐнных знаниях, умениях и способах деятельности (индивидуальной и коллективной),
опыте познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора
индивидуальной или профессиональной траектории.
Минпросвещение России приказом от 9 октября 2024 года № 704, внесло изменения в
федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025
года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и
улучшение планирования учебного процесса.
Контрольные работы: 1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество
контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать

10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и
сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.
 Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков
 Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные
работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).
2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к
метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым
будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры
оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии
Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление
причинно-следственных связей.
3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными
экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания,
которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность
корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество
оценочных процедур и их расположение в расписании.
4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное
планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать
процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков,
адаптированным к новому образовательному стандарту.
ОДНКНР с 01.09.2025 учебный предмет исключен из обязательной части учебного плана
Обществознание и история с 1 сентября 2025 Изменения в изучении истории и
обществознания с 1 сентября 2025 года следующими:
5-й класс:  68 часов выделено на изучение всеобщей истории.  34 часа — на историю
своего края.
6-й класс:  28 часов для изучения всеобщей истории.  57 часов на изучение истории
России.  17 часов на историю края.
7-й класс:  28 часов — на всеобщую историю.  57 часов — на историю России.  17
часов — на историю своего края.
Изменения в ФРП В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в
федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам.

Вот основные моменты:
1. Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения,
а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы
необходимо будет сдавать на экзамене.
2. Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и
требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к
подготовке.
3. Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество
часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или
исключены вовсе.
4. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский):
добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит
образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
5. Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое
содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться
к экзаменам.
6. Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и
возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более
гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
7. Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к
экзаменам. 8. Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на
ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
9. История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко
структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.

10.Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования
для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
11.Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство»
и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их
воспитания и подготовки к профессиональной деятельности. Эти изменения делают
образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и
помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни
Часы обязательной части учебных планов 5-9 классов увеличены за счет часов из части,
формируемой участниками образовательных отношений:
- на изучение русского языка – 1 часв 5 классе;
- на изучение математики - 1 час в 6 классе;
- на изучение алгебры – 1 час в 7 классе;
- на изучение географии – 1 час в 5 классе;
- на изучение биологии – 1 час 7 классе;
- на изучение химии – 1 час в 8 классе

3.3. Уровень среднего общего образования
Задачами образования средней школы является:
— овладение системой знаний и умений, достаточных для продолжения образования в
системе профессионального образования, необходимых в повседневной жизни;
— формирование целостного представления о мире и человеке, их взаимоотношениях;
— овладение методами познания и практической деятельности соответствующей
современному уровню развития научного познания и социальной практики;
— формирование интеллектуально-логических умений выделять главное, формировать
вопрос, аргументировать свою мысль, сравнивать, анализировать, доказывать, делать выводы;
— воспитание порядочности, гуманизма, честности, трудолюбия;
— формирование устойчивых навыков и привычек морального поведения, коммуникативной
культуры, патриотизма, признания общечеловеческих ценностей.
Обучение на уровне среднего общего образования в ГКОУ АО «Средняя
общеобразовательная школа № 4» ведѐтся в 10-11 классах по учебным планам универсального
профиля. Часы обязательной части учебных планов 10-11 классов увеличены за счет часов из
части, формируемой участниками образовательных отношений:
- на изучение русского языка – 1 час в 10-11 классах;
- на изучение геометрии - 1 час в 11 классе;
- на изучение алгебры – 2 часа в 10 классе и 1 час в 11 классе;
- на изучение химия – 1 час в 11 классе;
- на изучение биологии- 1 час в 10—11 классах.
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных проектов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов в любой избранной
области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом Учебный план обеспечивает
преемственность в освоении образовательных программ начального, основного и среднего
общего образования, единство образовательного пространства и гарантирует овладение выпускниками каждого уровня образования знаниями, умениями, дающими возможность продолжения образования.

На протяжении учебного года ведется работа, направленная на укрепление и сохранение психического здоровья детей путем создания и поддержания в школе развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного творческого потенциала
каждого учащегося.
Образовательные программы и учебный план школы предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение
каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей и способностей. Режим работы школы составляется с учетом продолжительности пребывания детей в
школе, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной
деятельности и дополнительного образования, строится на принципах интеграции основного и
дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и
отдыха, рациональное использование учебного времени. Обязательной составной режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность учащихся, в том числе
на свежем воздухе, ежедневный объем которой составляет не менее 20% времени, отводимого на
учебную и досуговую деятельность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».